Безопасные качественные дороги: «это успешный проект, его надо продолжать»

фото: Безопасные качественные дороги: «это успешный проект, его надо продолжать»

АНО «Национальные приоритеты» и НИУ ВШЭ представили в Вышке доклад «Дороги: новый взгляд на реальные достижения и эффекты». Эксперты отмечают, что реализация национального проекта «Безопасные качественные дороги» существенно улучшила качество жизни миллионов людей, получивших возможность беспрепятственно получать необходимые услуги и путешествовать по России. Строительство автодорог повысило связанность территории страны, позволило создать новые рабочие места в сопутствующих отраслях и туризме, увеличить объемы торговли.

Руководитель дирекции стратегии, аналитики и исследований АНО «Национальные приоритеты» Юлия Грязнова сообщила: доклад назван «Дороги для людей», ведь главная цель проекта — улучшение жизни людей. Благодаря нацпроекту дорожная отрасль впервые получила общее целеполагание, а регионы начали работать по единым стандартам. Это произошло не только в дорожном строительстве, но и в других национальных проектах.

По ее словам, реализация нацпроекта «Безопасные качественные дороги» повысила доступность базовых социальных и других услуг для сельских жителей, увеличила их доходы в населенных пунктах, где были отремонтированы или построены дороги. У многих жителей глубинки изменился образ жизни, появились новые перспективы.

Люди с ограниченными возможностями здоровья смогли повысить мобильность, в буквальном смысле выйти из дома и передвигаться по городу самостоятельно или вместе с сопровождающим, добираться на коляске в ранее недоступные им места.

Обитателям больших и средних городов нацпроект принес повышение комфорта в повседневной жизни и экономию времени, увеличил возможности для автотуризма. Люди путешествуют там, где раньше поездка влекла за собой риск повреждения машины. «Можно сказать, он повысил уровень счастья горожан», — сказала Юлия Грязнова.

Наконец, для всего населения России реализация нацпроекта «Безопасные качественные дороги» означает снижение числа погибших и пострадавших в ДТП.

Дорожный, как и другие нацпроекты, нацелен на снижение неравенства в стране, повышение доступности качественной медицины и образования.

Кроме того, улучшение дорог означает сокращение времени доставки товаров, упрощение логистики, снижение расходов бизнеса, рост торговли и экономики. Одно рабочее место в дорожном строительстве создает 8–10 дополнительных мест в смежных отраслях, стимулирует развитие добычи полезных ископаемых, нефтехимии, машиностроения и производства строительных материалов.

Также рост автотуризма позволяет увеличить региональные и местные доходы, стимулирует предпринимателей и местных жителей к развитию бизнеса и промыслов в местах, где ранее не появлялись путешественники. Наконец, выделение средств в рамках нацпроекта позволяет бизнесу прогнозировать собственное развитие, соинвестировать по понятным правилам в инфраструктуру страны.

Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства (ФДА) Игорь Костюченко подчеркнул: создание доступной комфортной среды для россиян — ключевая задача работы ФДА, строительство и ремонт дорог обеспечивают выполнение базовых принципов Конституции, таких как единое экономическое пространство и свободы перемещения, и поддерживают транспортную связанность России.

Научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ ординарный профессор Михаил Блинкин подчеркнул, что реализация нацпроекта и предыдущих планов развития дорожной сети существенно снизила риски пользования дорогами и ущерб от аварий: если в 1993 году от ДТП в России погибали 25 человек на 100 000 населения, то в последние годы — около 10. В 2018 году, накануне начала действия нацпроекта, в России, по данным ГИБДД, произошло более 168 000 ДТП, в которых погибли 18 214 человек и пострадали 214 850. В 2022-м (цифры за 2023 год пока не опубликованы) число ДТП сократилось на 24,6%, до 126 705, число погибших — на 22,2%, до 14 172, а пострадавших — на 25,7%, до 159 635.

Снижаются и транспортные риски, отражающие число погибших на 10 000 автомобилей. Михаил Блинкин подчеркнул: до начала 2000-х годов показатели смертности от ДТП и транспортных рисков в России были выше среднемировых, в 2000-х соответствовали им, а с 2015 года стали ниже. «Мы не достигли лучших мировых образцов, но мы учимся все, от ГИБДД до обычных водителей и дорожников, и учимся неплохо», — уверен профессор.

Он подчеркнул: проект «Безопасные качественные дороги» имеет высокий общественный резонанс благодаря его открытости и наличию у людей возможности высказать свое мнение о ходе его реализации в социальных сетях и на сервисах самого проекта. «Общественная реакция живая. Моя позиция как научного работника, общественного советника: это успешный проект в житейском и экономическом аспектах, его надо продолжать», — подытожил Михаил Блинкин.

Заместитель директора — руководитель пресс-службы ФГБУ «ИНФОРМАВТОДОР» Анна Максимова подчеркнула: открытость проекта — часть замысла его реализации, руководители агентства стремятся сверять работу с реакцией пользователей автодорог. Она сообщила, что за время проекта в агентство поступило 35 000 обращений, заявители получили конкретные ответы. Анна Максимова обратила внимание на развитие общественного контроля, стремление включить граждан в процедуру проверки качества строительства и ремонта дорог.

На сайте национального проекта есть интерактивная карта дорог, где пользователи могут увидеть, когда и в какие сроки планируется строительство или ремонт дороги, узнать о производителях работ. «Можно уверенно сказать, что это работает. Правильно, когда человек может пожаловаться государству на госслужащих», — резюмировала Анна Максимова.

Начальник отдела реализации национальных проектов Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Дмитрий Борисов подчеркнул: национальный проект означает формирование общего целеполагания центра и регионов в развитии дорожного хозяйства: это улучшение дорог в агломерациях, формирование сети магистралей, связывающих регионы, и, наконец, опорной сети в глубинке. Это позволило синхронизировать работу в разных направлениях, в Москве и регионах есть понимание, что будет построено и отремонтировано в первую очередь. Дорожники могут планировать свою работу в регионах на 5 лет и в течение трехлетнего бюджетного цикла.

«Важно понимать, что мы строим и ремонтируем дороги, в первую очередь чтобы сохранить жизни и повысить качество жизни», — подчеркнул Дмитрий Борисов. Он также отметил: в ближайшие годы предусмотрен рост субсидий регионам на строительство и ремонт дорог.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *